44-ФЗ | Компания "Тендерник"

Федеральный закон 44

44-й Федеральный закон – пожалуй, самый обсуждаемый из всех законотворческих проектов. Официально формулировка того, зачем он был инициирован звучит так:

«Для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Что это значит?

На деле это значит, что прежде чем купить какой-либо товар или услугу, государственное учреждение обязано разыграть конкурс и честно выбрать лучшего поставщика. Этот закон призван снизить риски коррупции, упростив отношения поставщиков и чиновников, ответственных за бюджетные средства.

Закон определяет, как должны проводиться госзакупки, кто должен может быть допущен до торгов, какие критерии предъявляется к участникам и пр. Другими словами, 44-фз нацелен на то, что бы сделать эту процедуру более честной (для тех, кто участвует в конкурсе) и прозрачной (для контрольно-надзорных органов).

Что такое госзакупка?

Этот какая-либо услуга или товар, которое приобретает не частное предприятие или лицо, а государственное или муниципальное учреждение на бюджетные средства. Под товаром или услугой может быть все, что угодно: от ядерного военного оружия до канцелярских товаров.

Госзакупка представляет собой конкурсную процедуру, где есть один покупатель и несколько продавцов. Такая система (система тендеров) была позаимствована из мировой торговли, где изначально и были разработаны ее четкие правила.

В России госзакупки бывают трех видов. Это может быть запрос котировок (когда речь идет о покупке на сумму не выше 500 тысяч рублей), конкурс и аукцион. Конкурс обычно проводится, когда госучреждение приобретает что-либо из оборонной промышленности, сферы высоких технологий и прочего.

Вся процедура проводится на электронных торговых площадках (все-таки в 21 веке живем). В России – на сайте zakupki.gov.ru. Там заказчики размещают информацию о тендере и все последующие аукционы проходят на порталах, которые выбрало правительством РФ.

Победителем электронных торгов становится участник, который предложил минимальную цену.

Заказчик, т.н госучреждение может потребовать от исполнителя экономическое обеспечение исполнения контракта. Такая пред квалификация является своего рода гарантией добросовестности поставщика. Это может быть, например, банковская гарантия или поручительство крупного юридического лица. Результаты торгов можно обжаловать, обратившись с электронной жалобой в ФАС.

В нашей стране систему госзакупок регулировал федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Он был принят 21 июля 2005 года. Однако, 1 января 2014 года его заменил 44 фз. Новый закон действует по сей день и является расширенной версией предыдущего.

В чем отличия старой версии закона о тендерах от новой, или чем отличается 44-й закон от предшествующего ему 94-го?

Для начала скажем, что 94-й закон содержал 9 глав, 65 статей, в то время как 44 содержит 8 глав, 114 статей.

Итак:

94: распространяет свое действие на заключение контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг.

44: также регулирует приобретение недвижимости, аренду и иные договоры.

Если говорить о принципе закупок:

94:не содержит каких-либо специальных норм о принципах размещения заказов.

44: определяет такие принципы как открытость и прозрачность информации, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы, ответственность за результативность.

Отличия коснулись обоснования закупок:

94: упоминает о необходимости размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов.

44: устанавливает необходимость ведения планов закупок (на 3 года) и планов-графиков (этому посвящена целая глава). Закупки, не предусмотренные планами-графиками не могут быть осуществлены. Также закон запрещает приобретать товары или услуги, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

В сфере информационного обеспечения:

94: обязывает разместить информацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

44: говорит об единой информационной системе в сфере закупок, которая выполняет не только контрольно-информационные функции, но обеспечивает юридически значимый электронный документооборот.

Требования к участникам:

94: делятся на основные (соответствие требованиям законодательства РФ, непроведение ликвидации участника – юридического лица, неприостановление деятельности участника, отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам и пр. и дополнительные (обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков и пр.)

44: дополнительные требования становятся основными и обязательными.

Про порядок проведения конкурса:

44: извещение должно быть размещено в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (по закону № 94-ФЗ – не менее чем за 30 дней); заказчик вправе установить возможность подачи заявки только в письменной форме; оценка заявок основывается на не менее двух из пяти критериев: цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки и квалификация участников закупки.

Финансовое сопровождение процедур закупок:

44: предусмотрена возможность установления случаев обязательного банковского сопровождения контрактов.

Подведя краткий итог, скажем также какие еще изменения содержит закон о тендерах в россии. В 44-фз говорится об обязательном общественном обсуждении закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.

Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу. Также изменен порядок изменения и расторжения контрактов.

Наша компания поможет вам разобраться во всех тонкостях законодательства и окажет вам услуги сопровождения под ключ.

Copyright © 2015-2017 Тендерник. Sitemap