ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 223

Действующий федеральный закон 223-ФЗ был принят около 6 лет назад. Нормативный акт установил правила закупки работ, товаров и услуг государственными корпорациями и естественными монополиями. За истекшие годы поправки в регламент вносили более 10 раз. Однако и сегодня документ сложно назвать совершенным. Многочисленные пробелы и недочеты активно используют недобросовестные участники. Борьба за тендеры далеко не всегда отвечает принципам здоровой конкуренции.

КРАТКО О СОДЕРЖАНИИ

Нормативный акт определяет правила заключения контрактов публичными структурами. К группе заказчиков закон 223-ФЗ отнес:

  • предприятия с государственным участием в 50 % и более;
  • монополистов;
  • автономные бюджетные учреждения;
  • организации, снабжающие население электричеством, водой, теплом и прочими ресурсами.

Статья 1 закона 223-ФЗ о закупках описывает шесть больших групп заказчиков с особым правовым статусом. Норма также закрепляет перечень исключений. Установление правил потребовалось в связи с высокой степенью ответственности предприятий. Годовой оборот в сегменте исчисляется триллионами рублей. Вовлечение же российского бизнеса в систему происходит медленно. Серьезной проблемой остается коррупция и хищения средств.

БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПКАМ

Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков соблюдать процедурные правила. Выбирать контрагентов организации должны, руководствуясь внутренними положениями. Текст локальных регламентов разрабатывают самостоятельно, опираясь на принципы равенства, прозрачности и законности. Документы публикуют на официальном сайте http://zakupki.gov.ru. Извещения о тендерах размещают на специализированных площадках или фирменных виртуальных страницах.

Планировать процедуры необходимо на 12 месяцев вперед. К участию в борьбе за заказ допускаются фирмы, рядовые граждане и предприниматели. Форма собственности потенциального контрагента значения не имеет. При этом представителям малого и среднего бизнеса предоставляются льготы. В частности, заказчики обязаны соблюдать правительственные квоты.

Закон 223 не содержит жестких требований к способам закупок. Распространение на практике получили:

  • заключение договора с единственным подрядчиком, 
  • поставщиком или исполнителем;аукцион и конкурс; 
  • запрос предложений, котировок; 
  • многоступенчатый отбор по разным критериям.

Самыми простыми остаются заказы на суммы меньше 100 000 рублей. Именно поэтому организации нередко разбивают крупные тендеры на множество мелких. Такое решение неоднократно признавалось нарушением и каралось административными штрафами. Однако отказываться от подобных схем заказчики не спешат.

Способствует злоупотреблениям и разрешение на разработку собственных алгоритмов закупки. Требования к прозрачности, равноправию участников и экономической обоснованности аккуратно обходят с помощью сложных механизмов отбора.

Оценку соответствия решений и действий заказчика ФЗ 223 о госзакупках дают специалисты антимонопольного ведомства. Жалобы о нарушениях рассматривают также российские суды.

НОВОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

В июне 2017 года был принят 223-ФЗ с последними изменениями. Дополнения внесли в перечень заказчиков, обязанных следовать нормативным предписаниям. Аптечным организациям разрешили скорректировать положения о закупках до наступления сентября.

До этого поправки в закон вносили в декабре, июне и апреле 2016 года. Наиболее значимыми стали:

  • приоритет российских товаров; 
  • появление дополнительных санкций за нарушения со стороны заказчиков; 
  • ужесточение правил выбора контрагентов унитарными предприятиям.

В завершение отметим, что правила 223-ФЗ заметно отличаются от регламентации контрактной системы. Ключевым отличием является отказ от детального обоснования стартовой цены заказа. Парламентарии оставили участникам значительно больший простор для коммерческого маневра. От сторон требуется лишь выполнение требований о справедливости и публичности закупки.

Наша компания поможет вам разобраться во всех тонкостях законодательства и окажет вам услуги сопровождения под ключ.